Honda Civic Type R — крутой кипяток |
|
История «горячих» хэтчбеков началась в 1975 году с появлением Volkswagen Golf GTI, оборудованного мощным по тем временам 110-сильным мотором. Получилось «дешево и сердито», поэтому идея прижилась, и сейчас практически каждое семейство популярных хэтчбеков имеет более или менее «горячую» модификацию. Выбор между ними довольно широк как по стоимости, так и по мощности двигателя и глубине переработки ходовой части. На нашем рынке их диапазон простирается от 137-сильного Peugeot 307 XS за $16 300 до 225-сильного полноприводного Audi S3 стоимостью $37.000. И хотя Honda Civic Type R располагается ровно посередине этого ценового диапазона ($27.000), ее мощность и динамические показатели гораздо ближе к Audi, чем к Peugeot.
Верность традициям
Honda выпускает горячие версии сменяющих друг друга поколений Civic с 1989 года. В отличие от конкурентов, создающих подобные модификации за счет увеличения рабочего объема двигателя либо использования турбонаддува, Honda традиционно «выкручивает» большую мощность высокими оборотами, обеспечивая приемлемую тягу «внизу» системой регулирования фаз газораспределения. На нынешней Civic Type R подобное устройство изменяет фазы, а также высоту подъема клапанов в зависимости от оборотов и нагрузки двигателя, позволяя снять с двух литров рабочего объема 200 л.с. при 7.400 об/мин (верхняя граница — 8.500 об/мин). При этом пик крутящего момента относительно невелик и расположен очень высоко — 196 Нм при 5.900 об/мин. Для сравнения: турбонаддувный 1.800-кубовый двигатель Audi S3 выдает 225 л.с. при 5.900 об/мин и 280 Нм при 2.200 об/мин. Совершенно разное сочетание мощности и момента при еще большем отличии в оборотности, соответственно и поведение этих автомобилей качественно различается, несмотря на то что, например, время разгона до 100 км/ч у них почти одинаково. Особенностям мотора Honda соответствует шестиступенчатая механическая коробка передач со сближенными передаточными числами, позволяющая при интенсивном разгоне не опускаться ниже узкого диапазона эффективной тяги.
Агрессивный «блок»
Снаружи Type R отличается от обычного трехдверного хэтчбека Honda Civic более агрессивными бамперами, накладками на порогах, внушительным спойлером на задней грани крыши и, конечно, легкосплавными 17-дюймовыми колесами с шинами 205/45. Кроме видимых изменений, есть еще и скрытые — поперечные растяжки между опорами передней и задней подвесок, повышающие жесткость кузова на скручивание. Естественно, поменялись и настройки подвесок, при этом клиренс уменьшился на 15 мм. Перечень отличий Type R от базовой Honda Civic можно завершить спортивными передними сиденьями. О вкусах не спорят, тем более если облик предмета обсуждения так же нейтрален, как внешность Honda Civic Type R. Трудно возразить и тем, кому она очень нравится, и тем, кто ее не приемлет. С нашей точки зрения это всего лишь маловыразительный хэтчбек, дооснащенный аэродинамической обвеской, которая выглядит слегка инородной, как будто куплена и установлена уже после приобретения автомобиля. Безоговорочно хороши только литые колесные диски. На фоне неповторимой Alfa Romeo 147, подчеркнуто спортивного Fiat Stilo Abarth (трехдверного), малостареющего VW Golf и прочих. Honda смотрится бледновато.
По законам жанра
Один из законов жанра создания «горячих» хэтчбеков диктует унификацию отделки интерьера с базовой моделью. Так и Type R отличается от обычной Civic только вышеупомянутыми спортивными сиденьями, белыми циферблатами приборов, вставкой под алюминий на центральной консоли и металлическим набалдашником рычага КП. В целом оформление салона простоватое, но добротное, а торпедо изготовлено из жестких пластмасс, хотя и весьма достоверно имитирующих мягкую поверхность. Весь этот ансамбль производит неплохое впечатление, но явно проигрывает лучшим в этом плане аналогам.
Недостаток выразительности внешнего и внутреннего оформления окупается вместимостью салона. Конечно, трехдверка не столь просторна, как пятидверная Honda Civic, отличающаяся большей базой, длиной и высотой, но не уступает большинству аналогов ни в размерах пассажирского салона, ни в объеме багажника. Так что, приобретая эту усладу драйверского эго, не приходится жертвовать семейными ценностями. Не за что критиковать и посадку за рулем, кстати, менее высокую, чем в пятидверном варианте и более соответствующую спортивным амбициям Type R.
Что важнее?
О способностях мотора красноречиво свидетельствует разметка шкалы тахометра — «красная зона» начинается лишь на 8.000 об/мин. Спидометр также имеет приличный запас по максимальной скорости
Раздумывая о приобретении Honda Civic Type R, постарайтесь честно ответить на один-единственный вопрос: что для вас важнее — постоянная готовность автомобиля к более чем активному разгону либо еще более высокий, почти гоночный, уровень ускорений, но требующий частого орудования рычагом переключения передач? Если первое, и это разумное решение при ежедневной городской эксплуатации, то лучше выбрать что-то вроде одной из родственных моделей концерна «Volkswagen» с турбонаддувным мотором мощностью 180 — 210 л.с. — Audi A3, VW Golf, Seat Leon Cupra или Skoda Octavia RS. Такие автомобили демонстрируют эффектный разгон уже с 2.000 об/мин и позволяют шустрить в городской толчее, особенно не задумываясь о выборе передачи. Другое дело Type R, с ленцой реагирующий на педаль газа до 3.500 об/мин. Далее активность мотора постепенно растет, но по-настоящему машина «выстреливает» только после 5.500 об/мин и активно разгоняется вплоть до отсечки подачи топлива на 8.500 об/мин. Зато как «выстреливает», обеспечивая сидящему за рулем взрыв эмоций, близкий к экстазу! Последние три тысячи оборотов выкручиваются так быстро, что надо быть начеку, чтобы успеть вовремя переключиться «вверх».
Оригинальное размещение рычага переключения передач хотя и требует некоторого времени на привыкание, но по-своему даже удобно, ведь движение руки от руля до его рукоятки получается коротким
Здесь нужно отметить, что, несмотря на странное расположение рычага КП, качество переключений отменное — четкое и короткоходное. Остается добавить, что весь этот восторг сопровождается приятным мягким, но агрессивно-уверенным голосом мотора, без вибраций или резкости даже на максимальных оборотах. Однако силовой агрегат представляет лишь часть достоинств настоящего «горячего» хэтчбека, особенно если он разогрет так же, как Type R, — столько «дури» надо еще держать в узде, направляя ее в нужную сторону. Причем речь идет больше о «рулежке», нежели о торможении, поскольку обеспечить должную эффективность тормозов в наше время проще, чем удов-летворить многогранным требованиям управляемости.
Ложка дегтя
И действительно, увеличенные дисковые тормоза Type R, естественно, оборудованные АБС, достойно справляются даже с высокоскоростной работой, в то время как по управляемости без замечаний не обошлось. Вроде бы в основном все хорошо — Honda очень стабильна на прямых, невзирая на сочетание неровной дороги и высокой скорости, а в поворотах весьма точно следует заданному курсу, практически без кренов кузова. Рулевое управление достаточно чувствительно (2,7 полного оборота), а самый весомый недостаток кроется в его малоинформативности. Почти «пустой» руль еще простителен для спокойной, сугубо транспортной эксплуатации, но не для «полетов», коим и посвящено создание таких машин, как Type R. Кроме того, в поворотах на мокром покрытии Honda излишне склонна к заносу под сброс газа, но это не так сильно мешает, как нехватка информативного усилия на руле. Даже обычная Honda Civic не отличается особо высокой плавностью хода, так что по этой части многого ожидать от Type R с укороченными и более жесткими пружинами, спортивными амортизаторами и сверхнизкопрофильной «резиной» не приходится. С другой стороны, потенциальные покупатели подобных автомобилей и не рассчитывают на особую комфортабельность, а наша Honda в этом плане не хуже многих аналогов. Словом, при известной терпимости плавность хода Civic Type R можно оценить как приемлемую.
Практичный болид
То, что это автомобиль на любителя, было ясно с самого начала. Подобный взрыв ускорения в верхнем «регистре» на нашем опыте встречался только дважды — на Honda S2000 (еще динамичнее, но в два раза дороже) и на Toyota Corolla T Sport (та же цена, но немного отстает в разгоне). К тому же Type R очень собранно ведет себя в поворотах, и быть бы ему полнокровным спортсменом, если бы не слабая информативность рулевого управления. Этим обидным недостатком, собственно, и исчерпывается перечень претензий, а к достоинствам надо добавить значительную полезную вместимость, позволяющую рассматривать Type R не только как спортивный снаряд, но и как семейный автомобиль.
Honda Civic Type R — крутой кипяток
источник: Журнал «АвтоМир»
|