Мифы и легенды. Street-racing |
Великая вещь мода. Такое впечатление, что люди просто ждут, когда им покажут что-то новое (или доселе незнакомое, или непривычное) и ткнут пальцем: смотрите, как это здорово! За пару лет новояз страны пополнился новым словом (конечно, не одним, но речь сейчас именно о нем). Вернее, двумя, но об одном и том же. Кто-то первый поселил правильное Street racing, кто-то второй использовал вариант Stree trace, хотя, по сути, "стритрейсинг" просто понятие более широкое, это само действо, состоящее из отдельных "стритрейсов", уличных гонок. Как "картинг" - вид спорта, где гоняются на машинках-"картах". Но хватит языковедческих изысков, ключевая фраза уже прозвучала.
РОМАНТИКИ НОЧНОЙ ДОРОГИ. Зародившиеся еще в первой половине уже прошлого века в самой автомобилизиро-ванной стране мира, уличные гонки стали неотъемлемой частью нашей субкультуры. Почему "суб"? Потому что по самой своей сути соревнования стритрейсеров нелегальны. Собственно, есть и другое название - Outlaw Races, но его употреблять все-таки стараются пореже. Однако, как известно, чем запретнее плод, тем он слаще. Это давно пронюхали мастера "фабрики грез", и время от времени эпизоды уличных гонок кладутся в основу или становятся украшениями киносюжетов. Навскидку можно вспомнить "Духа мести", "Гонщика Найта" (еще не ставшего смазливым сериалом), "Безумного Макса". Покопавшись в памяти, легко назвать еще десяток фильмов, где плохие ребята собирались по ночам и при свете горящих бочек с мазутом рубились на скорость, причем призом за победу была, как минимум, машина соперника.
Сформировался некий стереотип. Причем назвать его "приближенным к реальности" можно лишь условно. Когда ночные гонки пришли на наши улицы, то почему-то наиболее активно освещаться стали только два "аспекта". Первый -что это действо сугубо подпольное, полукриминальное, организаторы чуть ли не прячутся ото всех. Доля правды в этом, конечно, есть. Второй аспект - какие "крутые тачки" там собираются, стоимостью по много десятков, а то и несколько сотен тысяч долларов, каких неимоверных величин достигают ставки в этой "очередной забаве" зажравшихся "новых русских". Так ли все на самом деле?
Когда знакомишься со стритрейсерами ближе, то становится очевидно, что подавляющее большинство из них -люди абсолютно вменяемые. Молодой задор и излишняя горячность - с этим, конечно, "все в порядке", но никаких особых противозаконных принципов нет и в помине. Безусловно, есть отдельные маргиналы, но где их нет? А тут ребятам просто нравится сама идея - иметь возможность выяснить отношения в извечном споре "кто круче", кто быстрее - и сделать это лицом к лицу. Что в этом плохого? Ровным счетом ничего, даже наоборот - есть надежда, что, выплеснув адреналин в ночной гонке по "специально выделенной" трассе, почувствовав вкус борьбы с реальным соперником, они уже не будут "самоутвреждаться" на обычных перекрестках. Можно сколь угодно не признавать стритрейсинг спортом, но по крайней мере один спортивный навык в нем усваивается железно: между "понтами" и умением ездить - очень большой разрыв. Просвистев резиной, подымив шинами на старте, проиграет такой "гонщик" пару-тройку заездов и задумается: в чем дело. Самой "горячей голове" рано или поздно постараются объяснить, что своим рисковым "выпендрежем" он просто может поставить под удар общее дело.
Стритрейсеры в своем большинстве вовсе не делают самоцелью подполье - для них это временная ситуация. Стихийно возникшее даже не "движение", а инициатива нескольких энтузиастов просто не может сразу вырасти во что-то "официальное", тем более что организаторский опыт у них пока невелик, хотя бы в силу возраста. Забавно, что милиция-то не особо и против подобных "веселых стартов", и чаще занимает позицию "катайтесь где угодно, но на подведомственной нам территории чтоб духу вашего не было". И с милицией пытаются договориться - сначала, естественно, примитивным способом, "на низовом уровне", а затем - стучась вполне официальным порядком в соответствующие кабинеты. Когда появятся официальные объединения стритрейсеров, наверняка большинство проблем с правоохранительными органами отпадут сами собой - скорее всего, на обеспечение безопасности даже будут выделяться патрульные экипажи. Конечно, тогда моментально найдутся те, кто закричит, что это "измена самой идее", но, как уже говорилось, "маргиналы", к счастью, не в большинстве.
А попытки "официализации" активно идут. Собственно, "гонки на ускорение" - дело у нас не такое новое, как кажется. Еще до появления на экране "Форсажа" было немало людей, успевших узнать, что такое официальный "подвид" гонок на ускорение - дрэг-рейсинг. Впрочем, слово "дрэгстер" слышали многие автомобилисты, и слышали давно. Но кое-кто заинтересовался этим заморским увлечением всерьез. Уже существуют зарегистрированные объединения "дрэг-рейсинга", но... между регистрацией и реальным развитием есть очень большая разница - это новый спорт, и "привиться" в одночасье он не может.
Вторая категория организаторов пришла из других видов автомобильного спорта, поскольку о "гонках на ускорение" стало известно не только потенциальным участникам, но и потенциальным инвесторам. Модное (и на начальном уровне демократичное) начинание решили использовать в "промо"-целях. В 2001 году в Питере успешно прошла многоэтапная серия "NevaDa Racing", при поддержке одноименного центра развлечений. Более сотни участников, неплохой, по нашим меркам, призовой фонд, но... в новый год соревнование не перешло. Организовывались "гоночные пятницы" -и тоже канули в лету. Либо "шоу-программа" признавалась выполненной, либо кончался энтузиазм - результат один...
Но информация распространялась, и помимо официально предлагаемых стартов стали появляться старты стихийные... Третью категорию организаторов можно охарактеризовать как "выходцев из народа". Опыта никакого, поддержки поначалу не больше. Одно желание. Но если почва благодатна, то и его оказывается достаточно. Если столичные идеологи стритрейсинга хотя бы немного опирались на увиденное за рубежом, то в Питере подобного не было. Первые "подпольные старты" оказались весьма дилетантскими, но информация, просачиваясь по "сарафанному радио", попала в Интернет.
В ночь гонки удается провести 50-60 заездов, а потом все-таки появляется наряд ДПС и... выбирает предельно мирный, но действенный способ: паркуясь с радаром где-то ближе к финишу 400-метрового отрезка, ловят "на скорость". Ведь, по сути, кроме превышения скорости, инкриминировать стритрейсерам-то и нечего. Даже перекрытие дороги осуществляют хоть и своими силами, но "полюбовно" - либо прося редкий проезжающий транспорт проехать "снаружи" трассы, либо, дождавшись перерыва между заездами, пропускают машины и грузовики. Забавно, но иногда сами водители грузовиков оказываются не прочь "стартануть", и зрелище "дрэга" в исполнении огромных фур или хлебовозных грузовиков всегда особый вид "шоу".
"Столпы" российского стритрейсинга - москвич Виталий "Bimmer", петербуржцы Дмитрий "Казанова" и Максим "Танк" - в один голос говорят о том, что намерены поднимать уровень соревнований. Более того, оргкомитет питерских стритрейсеров уже подал заявку на регистрацию в качестве общественной организации - имея за собой официальную структуру, будет куда легче договариваться о вполне легаль-ных мероприятиях. Конечно, антураж будет сохраняться. Тяжело себе представить нормального стритрейсера, который будет считать нормой стартовать среди бела дня по перекрытой центральной улице по взмаху милицейского жезла под творения Филиппа Киркорова. Но ведь и ночной антураж может быть цивилизованным, красивым и романтичным. В конце концов, для желающих можно будет в конце програм-мы устроить "показательный разгром" специально пригла-шенным ОМОНом. Ну а насчет центральных улиц... Провести все-таки разок-другой показательные заезды именно в дневное время где-нибудь в центре, пригласив тщательно отобранные, самые красивые и мощные машины, - эта мечта сквозит в словах "отцов-основателей". И вот здесь приходится говорить о действительно неприятном. Уровень организации оставляет желать лучшего, как минимум. Главная проблема - отсутствие опыта организации и достаточного финансирования. Проблема побочная - азарт. На листовках стритрейсеров, приглашениях, объявлениях на бумаге и в Интернете - везде сквозят абсолютно правильные призывы к порядку и соблюдению норм безопасности. Но попробуйте втолковать это двадцатилетнему парню на "заряженном" Golf или ВАЗ-2108, особенно после того, как его только что "обидел" соперник, или, наоборот, когда он торжествует победу. Первые полчаса соревновательного дня (простите, ночи) и вправду видимость порядка создается. Иначе просто невозможно было бы разместить несколько сотен приезжающих машин и тысячу-другую зрителей. Натягиваются ленточки, ставятся заборчики, рисуется разметка. Даже импровизированные буфеты появились! Но проходят эти полчаса - и тусовка плавно переходит в подчинение законам "броуновского движения", тем более что в это время немногочисленный коллектив организаторов бросает основные усилия на саму трассу. А рядом народ "пеший" потихоньку открывает пивко, народ "за рулем" не преминет посвистеть резиной, изобразить лихой разворот "на ручнике". А объснять всем и каждому правила поведения просто не хватает сил.
И все-таки, нужно ли официальным структурам мешать развитию этих уличных гонок? Наверное, как раз наоборот. Задавить становящееся все более массовым и модным движение не так-то просто. Скорее, вместо готовых идти на любой контакт "централизованных" организаторов вот тут-то и можно будет получить стайки реально подпольных "активистов", и под какое влияние попадут они - это уже, действительно, будет еще тот вопрос... Загнать в "оппозицию" тех, кто готов организовывать фестивали, создавать инфраструктуру, общаться с "соратниками" из других городов - как минимум, неразумно. Ну а "вечные маргиналы" были, есть и будут всегда и везде, это явление свойственно не только стритрейсерам. Поговорив о первом "мифе о стритрейсерах" мы подобрались к мифу второму... О "крутых тачках" и "забаве для новых русских".
Мечта реальности не помеха. "Крутая "бомба" эм-пять натртяочки порвала "це-эл-ка" от "а-эм-гэ"! "Мицу" 3000GT уехал от "эс-четвертой" Audi!..." Да, "хэдлайнеры" есть. И именно о них пишут заглянувшие на ночные заезды журналисты. Именно они становятся героями видеосюжетов даже фильмов (хотя в том же культовом "Форсаже" помним, один из главных героев стартовал на старенькой Jetta). Почти неземные формы кузовов, рык мощных моторов через некое подобие глушителей, сопоставимых по диаметру с хорошим зенитным орудием... Но только ли они?
Конечно же, нет. Вряд ли можно говорить о массовости, если в участники прочить только дорогие машины. Даже на родине стритрейса (и в существующих на бумаге правилах) существует деление на зачетные классы - по мощности, лит-ражу количеству цилиндров и наличию наддува. Как мини-мум четыре категории, и это далеко не догма. "У нас" деление более простое - участник заранее объявляет паспортную мощность своего мотора, и ему подбирается соответствующий визави. Конечно, это работает только на начальном уровне, как только начнутся серьезные соревнования, правила будут конкретизироваться. Но на данном этапе излишних усложнений просто не нужно.
Так что стартовать на ночных заездах можно на чем угодно - хоть на старенькой "копейке" - равный соперник найдется наверняка! Подавляющее большинство участников (как и участников обычного дорожного движения) - на пе-реднеприводных ВАЗ. И вот тут начинается интерес...
Нет, речь совсем не об интересе участников. Речь об интересе тех, для кого подготовка "непростых" машин стала профессией. О мастерах тюнинга. Уже сейчас "спецы" стрит-рейсинга отличают автомобили, прошедшие подготовку в разных тюнинговых фирмах и ателье. Согласитесь, приезжать на соревнования, чтобы заведомо быть битым - интерес невеликий, и если у соперника мотор в полтора раза мощнее, а он не полный "чайник", - шансов практически нет. Вот и открывается поле для технического изыска. Кто-то прилаживает "горбатые" распределительные валы, кто-то мудрит с передаточными числами КПП, кто-то верует в широкие низкопрофильные шины-"лапти" на легких дисках, кто-то "зажимает" подвеску, чтобы не разгружать передок на старте. И хотя индустрия тюнинга у нас пока не столь развита, как в любой европейской стране (и тем более в Штатах), но найти можно все что угодно. А дальше - снова свобода выбора. Кто хочет сэкономить - пытается внедрить самостоятельно или с друзьями в гараже. Кто может позволить более серьезные затраты - обращается в тюнинговые конторы. "Иномарочникам" немного сложнее, но придет и их время -почувствовав, что спрос есть не только на массовые российские модели, мастера тюнинга начнут подтягивать и комплектацию для "европейцев", "японцев" и "американцев". Не забывая при этом и об "антуражных" элементах - пластиковом обвесе, антикрыльях и спойлерах, "неоновых" подсветках и всех прочих, чаще бесполезных, но столь "крутых наво-ротах". И естественно - о тех самых "артиллерийских" глушителях. А потом, без сомнения, наступит время пресловутого "нитроса" - баллонов с закисью азота, при впрыскивании ко-тopoго в цилиндры резко подскакивает на короткое время мощность мотора. Вроде бы в столице подобные эксперименты уже начались. Увы, тут скажет свое слово наука физика, объяснив, что чудес не бывает. "Заряженный" мотор имеет меньший моторесурс, а всяческие "вливания" могут угробить двигатель за пару нажатий тумблера Boost (или NOS, Supercharge - кому как нравится.)
Увы, как и в любом техническом виде спорта, "войны ко-шельков" не избежать. И к этому нужно относиться как к реальности. Это было, есть и будет. "Пришпорить" мотор на десяток-другой лошадиных сил, как правило, по карману многим. Многие это и делают. Кто хочет следующий шаг - платит больше, но... "удельной" прибавки получает меньше. Каждый следующий шаг - короче и дороже. Так везде. И если стрит-рейсинг превратится в регулярные и более-менее официальные соревнования, то очень скоро появятся и здесь "пушки", владельцы которых перед стартом будут бережно скатывать их с трейлеров.Но таких будут единицы, максимум, десятки. А сотни будут по-прежнему выходить на старт на "мускулистых", но относительно недорогих автомобилях. И соревноваться с себе подобными, в перерывах следя за заездами "монстров". Вот вроде бы и второй миф пал - миф о "суперэлитно-сти" подобных соревнований. Единственное, что здесь обнаружить трудно, так это откровенные "ведра". И то потому, что не уважающий и запустивший свой автомобиль человек вряд ли заинтересуется какими-либо "стартами," кроме утилитарной перевозки собственного тела из пункта А в пункт Б.
Стритрейсинг потихоньку, под покровом ночи стал частицей реальности. Которую многие не замечают, но меньше ее от этого не становится. Ночные гонки не стоит идеализировать, придавать им излишне романтический (и тем более криминально-"романтический") ореол. Но вряд ли стоит и мешать естественному ходу дел. Не стоит игнорировать его существование и считать "забавой отморозков". В конце концов, вальс тоже считался когда-то неприличным, запретным танцем.
Журнал 'Колеса' Мифы и легенды. Street-racing |