Я не так уж давно сижу за баранкой авто (всего 8 лет), но все-таки некоторый опыт
поездок у меня накопился. Вот и хочу поделиться им с вами, заодно выслушать
комментарии по этому тексту и послушать умных советов. Вдруг что-то забыл, где-то
ошибаюсь, чего-то не знаю. Тема эта обсуждалась много раз, но мне кажется стоит к
ней вернуться. Скоро новый год и многие, как и я, поедут "по городам и весям". В
основном, я думаю, этот материал будет полезен как справка для начинающих. Оговорюсь
сразу, мой опыт в качестве водителя - это поездки по центральному региону, в
основном в пределах 300-500 км. и дальние поездки по трассе Москва - Юга. В качестве
штурмана я ездил в основном в Европу: Германия, Франция, Италия, Испания - пробеги
по 3-7 тысяч. Однажды за 3 недели мы проехали 10.000 км. и при этом еще и
останавливались на день-другой в разных городах. Ну и еще немного о себе: в машинах
я разбираюсь посредственно, продвинутым знатоком просторов интернета я не являюсь, я
не владею большинством специальных приемов вождения авто, поэтому еду как
среднестатистический любитель (ну может чуточку лучше ;-).
Итак, начнем.
Часть 1 - Куда податься.
Я люблю путешествовать на машине, это способ узнать и посмотреть, пусть и из окна не
мало вещей. Природа, города, жизнь, которую не увидишь на картинках и в крупных
туристических центрах. Все, что остается под фюзеляжем самолета или за окном поезда,
можно разглядеть подробно сидя за баранкой. Еще автопутешествия, это чувство свободы
- захотел и поехал, ничто тебя не держит и не ограничивает. Главное же, почему я так
люблю ездить отдыхать на машине это врожденный авантюризм.
И вот подходят очередные праздники, есть возможность куда-то поехать исходя из
принципов "не хочу тратить много денег" и "не хочу брать отпуск". Если есть неделя и
больше, можно поехать на расстояние 1000-2000 км. от дома, а если это 2-3 дня, то в
этом случае, ваш выбор должен пасть на некоторое место в пределах 300-400 км. от
места постоянного обитания. Почему так? Если ехать больше, то усталость становится
заметной и некоторое время уходит на банальный сон и приведение себя в чувство, что
отрывает от активного отдыха. Да и обратная дорога не должна сильно напрягать, ведь
завтра на работу и какой смысл было ездить куда-то, если потом хочется "отдохнуть от
отдыха".
Я не люблю ездить "дикарем" с палаткой. Раньше, когда только сел за руль, палатка из
багажника практически не вылезала, куда мы только не мотались. Сейчас все-таки
хочется некоторого комфорта.
Совет: Главное решите для себя, какова цель поездки! Посмотреть красивый город,
порыбачить или просто посидеть на природе, отдохнуть на воде и т.п. От этого зависит
и место, куда вы отправитесь, и снаряжение.
В последнее время я люблю ездить по небольшим домам отдыха и турбазам, которые
предоставляют коттеджик на одну семью. Простенько и со вкусом. :) Заказывать, а
лучше это сделать заранее, надо напрямую (Яндекс - найдется все!) Сразу узнаю, что
есть в округе (горные лыжи, пейнтбол, лошади и т.п.) Выбираю по совокупности
критериев: расстояние, комфорт, цена, доп.услуги. Частенько обманываю тур.фирмы,
способ может и не красивый, с одной стороны, с другой - за спрос денег не берут. Я
приезжаю в небольшое турагенство, коих в Москве как собак развелось, и прошу помочь
с выбором. Смотрю фотографии, отбираю варианты, которые больше всего подходят, а
потом договариваюсь напрямую. Может и нечестно, но что делать. К услугам
туроператоров прибегаю только при поездках за границу или если желаемое место уже
забронировано и можно поехать только через турфирму.
Совет: Если вы едите большой компанией, постарайтесь сразу подумать о том, как
поедут ваши друзья, у которых, возможно, меньше опыта вождения чем у вас. Может
стоит поехать куда-то поближе, но быть уверенным, что не возникнет досадных проблем
с компаньоном. Те, кто недавно сел за руль и уже "почувствовал" машину, иногда любят
выпячивать грудь и кричать, мол, фигня:. доедем. Подумайте лучше за него - у вас
опыта больше.
Итак, с местом, допустим, определиоись.
Часть 2. Как туда добраться.
После того, как стал известен финиш, я начинаю прорабатывать маршрут. В ход идет
все, но начинаю всегда с карты. Смотрю два типа карт: географическую и
автомобильную. Географическая нужна для уточнения условий езды на различных
участках, в основном это касается горных районов. За что люблю Европу, так это за
наличие классных атласов от Мишлен, которые продаются на любой заправке. Они стоят
некоторых денег, но очень подробные и информации по ним можно собрать в достаточном
для путешествия объеме. По автокарте я намечаю маршрут и тщательно его прорабатываю.
Неважно, ехать вам 300 км. или 1500, лучше изучить все заранее. На карте я делаю
закладки или же снимаю (если качество позволяет) ксерокс для штурмана, что б не
листать лишний раз атлас и все было под рукой.
После работы с картой я начинаю собирать всю возможную информацию по маршруту. Очень
сильно помогают в этом http://www.travel.auto.ru/ и http://www.dorogi.da.ru/ и
http://www.luca.ru/ Если есть легенды трассы, то они изучаются и уточняются. Если
есть знакомые, ездившие по этому маршруту или его частям, то по их комментариям
вносятся коррективы. При этом я учитываю два фактора: когда последний раз рассказчик
ехал там и насколько ему можно верить (все приукрасы убираются). После этого я
получаю более-менее правдоподобную и актуальную легенду трассы. Она обладает
следующими свойствами:
1. Подробность - именно та, которая нужна мне. Указано то, что важно, нет смысла
делать легенду "до каждой извилины", но и просто указать расстояние между самыми
крупными точками мало.
2. Содержание. Я собираю информацию о состоянии дороги и особенностях движения,
заправках, засадах ГАИ, автосервисах, пунктах питания и ночлегах, медицинских
учреждениях, а так же наношу ориентиры и достопримечательности, которые хотелось бы
увидеть.
3. Понятность. Легенда должна быть понятна не только мне одному, прежде всего я
делаю ее для штурмана и вместе со штурманом. Если предполагается поездка компанией,
то, прежде всего, эта легенда должна быть понятна и разжевана штурману первой машины
и водителю. Легенда должна соотноситься с подготовленной картой. Я проставляю,
примерно, циферки на карте.
Недурно так же, при езде на расстояния больше 500 км. по родным просторам прикинуть,
где и когда надо заправляться. Исходя из следующих соображений: бензина не должно
быть в баке менее четверти, бензина должно хватить не только до выбранной заправки,
но и до следующей с учетом использования НЗ-канистры, заправляться надо ТОЛЬКО на
проверенных АЗС (мыть инжектор, менять фильтры потом дороже). Заправки обычно
сочетаются с привалами и перекусами, поэтому и планировать их нужно соответственно.
Все вышесказанное надо планировать исходя из принципа "слабое звено", если вы
собрались ехать не одной машиной. Учитывать надо самый малый стаж в группе,
параметры самого "слабого" авто, расход самого "прожорливого".
Не поленитесь так же посмотреть на зоны покрытия операторов сотовой связи, это очень
важно: в дороге может потребоваться помощь, нужно еще как-то поддерживать связь
между машинами группы.
Если вы едите за границу, надо изучить особенности вождения в стране и возможные
засады. Узнайте все необходимые "тревожные" телефоны и, если есть, частоту
русскоязычного радио.
Подготовившись таким образом, вы сильно облегчите себе путь и убережетесь от
возможных досадных недоразумений. Все это я делаю примерно за неделю до поездки,
если позволяет время.
Часть 3. На чем ехать.
Если у вас одна машина, то вопрос о выборе транспортного средства не стоит. Хотя
если вы собрались ехать с друзьями на одной машине, то может быть и есть некоторый
выбор. Позволю себе несколько советов по выбору транспортного средства. Первое, что
стоит оценить это текущее состояние машины. Я лучше поеду куда-то на исправных
Жигулях, чем на раздолбанном Мерседесе. Прикиньте, так же, сколько времени сил и
денег обойдется вам устранение неполадок, о которых вы уже знаете. В любом случае,
машина должна быть исправна. Второе, что я учитываю, это технические параметры ТС
соотносительно с дорожными и погодными условиями. Летом я спокойно поеду на
заднеприводной машине с автоматической коробкой, а вот зимой лучше уж пренебрегу
комфортом (в моем случае) и отправлюсь в путь на передне или полноприводной машине,
которые у меня не так комфортны, но обеспечат мне уверенность и безопасность. Если в
дороге будет солидный участок горного серпантина, то будет лучше, если вы поедете на
машине с ручной коробкой передач.
Подумайте о том, а проедет ли эта машина туда, куда вам хочется и с какой долей
вероятности. У меня был опыт поиска трактора ночью далеко от населенных пунктов,
лучше этого не делать. Так же заранее подумайте и о том, что после длительной
поездки машину придется приводить в порядок. Может имеет смысл пожертвовать чем-то в
дороге и поехать на УАЗике, чем восстанавливать подвеску БМВ после дорог в нашей
глубинке.
Часть 4. Как готовить машину. Что брать с собой.
Как уже говорил, я плохо разбираюсь в агрегатах и механизмах авто. Поэтому перед
поездкой, дня за 3-4 я просто еду на сервис и прошу посмотреть все, что только
можно. При этом я еду только к тем людям, которым доверяю, и все равно лезу всюду
вместе с ними. Коротко о том, что я смотрю:
1. Наличие всевозможных люфтов в подвеске, рулевом управлении, креплениях и т.д.
Состояние тормозных колодок и ручника. Если ехать далеко, то лучше заранее заменить.
2.Наличие подтеков масел и жидкостей на двигателе, коробке, редукторе
3.Состояние резины: грыжи, потертости и т.д. Проверю давление в шинах.
4.Электрика: все ли работает, не искрят ли провода, в каком состоянии свечи, АКБ,
зажигание. Свечи лучше поменяю, контакты на АКБ почищу.
5.Двигатель. Состояние ремней (генератор, помпа, ГРМ, кондиционер). Уровень масла,
если подходит срок, то лучше заменю. Уровень охлаждающей жидкости и масла в коробке.
6.Проверю бензонасос и все фильтры.
7.Проверю работу кондиционера. Грустно в 35-градусную жару ехать со сломанным
кондиционером, уж лучше бы его вообще не было, морально не так тяжело.
8.Смажу петли дверей, люк.
Что я вожу из запчастей и приспособлений. Приведу просто список:
1.Аптечка - обычная автоаптечка, к которой добавлена куча лекарств от головной боли,
живота, горла и т.п. Прямо-таки многофункциональный набор.
2.Запаска. Если зима - то зимняя, летом - летняя, проверю давление.
3.Домкрат и дощечка под него для подъема машины на снегу, в грязи и т.д.
4.Знак аварийной остановки.
5.Огнетушитель.
6.Буксировочный трос.
7.Ручная лебедка.
8.Перчатки для ремонта и для вождения
9.Набор инструментов
10.Компрессор
11.Комплект ремней.
12.Провода для "прикуривания".
13.Бензонасос и фильтр.
14.Бегунок.
15.Предохранители, лампочки, ниппеля, пара колесных болтов, изолента, моток провода,
WD40, паста для чистки рук.
16.Топорик, лопатка, нож, фонарь, спички.
17.Монтировка, баллонный ключ.
18.Коврик и тряпка.
19.Канистра бензина
20.Канистра масла для двигателя и коробки
21.Жидкость омывателя стекла.
22.Спрей для отмывания мошкары с лобового стекла или антиобледенитель.
23.Канистрочка дистилировки.
24.Зарядное устройство для телефона
25."Удар".
Все это я укладываю аккуратненько в машине, с учетом того, что некоторые вещи могут
понадобиться и в обычной не экстремальной ситуации. Все прочно закрепляю, заматываю,
что бы ничего не звенело, не гремело и не каталось.
Перед поездкой я всегда тщательно мою машину снаружи и внутри. То, что называется"по полной". Езда на чистой машине поднимает настроение, да и ГИБДД меньше
цепляется.
Машина подготовлена, что еще нужно иметь в дороге?
Деньги. В количестве, достаточном для отдыха и возможного мелкого ремонта машины.
Обязательно возьмите несколько мелких (по 50р.) купюр, это на штрафы в ГИБДД, для
вас важно быстро и без проблем доехать до места и составление протоколов и
постановлений в ГИБДД вряд ли доставит вам удовольствие.
Питьевая вода. Я беру минералку газированную и обычную в небольших пластиковых
бутылках из расчета литр на 2-3 часа за рулем.
Кофе. В дорогу я готовлю специальный очень крепкий и сладкий кофе с лимоном,
особенно если придется ехать ночью.
Конфетки, жвачки, сухарики - то, что можно не напрягаясь грызть за рулем. То же
помогает ночью от засыпания.
Продукты в дорогу. На привалы готовится еда, не требующая особой сервировки стола. В
дорогу, что бы перекусить, не отрываясь от руля, обычно беру фрукты и легкие
бутерброды.
Сигареты. Для тех, кто курит, скажу сразу - в дороге сигареты летят со страшной
силой. Старайтесь курить не чаще чем раз в 20 минут, иначе худо станет.
Водка, коньяк. Обязательно беру пару бутылок обычной водки, мало ли, вдруг
тракторист понадобится. Бутылка коньяка или виски для себя.
CD, кассеты. Набиваю ченджер любимой музыкой и беру еще в салон то, что возможно
захочется послушать. Слишком агрессивной или монотонной музыки избегаю, подбираю по
принципу "что б не напрягала".
Если вы едите не одной машиной, лучше лишний раз напомнить обо всем этом друзьям,
чем тащить на буксире кого-то или останавливаться, потому что что-то кончилось.
Машина подготовлена, укомплектована. В путь?
Часть 5. Перед дорогой.
Что я делаю прямо перед выездом.
Вместе со всеми участниками обговариваем, как мы поедем:
Скоростной режим. При движении по трассе выбирается оптимальная скорость, которой
придерживаются все участники. Можно "топить" и 160-180, но вы быстро устанете, а по
нашим дорогам ехать с такой скоростью вообще не реально. Есть некоторые участки,
которые позволяют разогнаться, но главное не скорость, а равномерность движения.
Скорость выбирается из расчета самой слабой машины и самого неопытного водителя.
Порядок движения. Впереди пускают "слабое звено", за ним в порядке возрастания опыта
и совершенства авто идут остальные. Мерседес всяко разно затормозит быстрее
старенькой "шестерки", а опытный водитель всегда проедет там, где уже прошел
новичок. Желательно, что бы в первой машине был хороший и внимательный штурман.
Заранее обговариваются правила обгона. О движении колонной написана отличная статья
на http://www.eulex.msk.ru/drive_por4.htm Да и вообще, лучше перечитать весь раздел
http://www.eulex.msk.ru/drive_por.htm перед выездом. Прочитайте еще там ответ на
вопрос 29 про ночную езду http://www.eulex.msk.ru/faq-archive.htm .
Договариваемся о связи и световой сигнализации, определяем места, где встречаемся,
если потеряли друг друга. Назначается ТОЧНОЕ место и время общего сбора. Что
касается последнего, то это должно соблюдаться неукоснительно.
Перед выездом я заранее укладываю вещи в машину, ставлю ее на стоянку или в гараж.
Никогда не наедаюсь прямо перед поездкой. Лучше поесть часа за 4-5 до выезда.
Перед дальней дорогой выспитесь, иначе будете ехать медленно и небезопасно.
Проснувшись, не поленитесь сделать зарядку, разомните мышцы и суставы.
Одежда в дороге. Мне лучше всего ехать за рулем в спортивном костюме или просторном
камуфляже - и не давит и карманов много. Зависит, конечно, от сезона, но одежда
должна обладать следующими качествами:
1.Одежда не должна стягивать, жать, тереть и т.п. Она должна быть свободной и удобной.
2.Одежда не должна балахоном разлетаться по всему салону, цепляя все что попало.
3.Не ездите в куртках зимой и голым летом. Лучше прогрейте машину и сидите в свитере
или приоткройте окно (включите кондиционер) и наденьте легкую майку.
4.Если вы курите, то желательно что бы надетые на вас вещи защищали тело от случайно
упавшего уголька сигареты и уж тем более не вспыхивали как папиросная бумага.
5.В качестве обуви я использую мягкие спортивные тапки или легкие ботинки на
небольшом каблуке независимо от сезона. Проще переобуться, чем ехать с больными
ногами.
6.Не забудем надеть перчатки для вождения. Очень удобная вещь и руль не выскользнет
из рук.
7.Заранее приготовим солнцезащитные очки
Вот теперь вроде все. Можно трогаться в путь. Последнее, что я рекомендую всем
сделать перед выездом это дружно сходить в туалет. :) Лучше это сделать до выезда
всем сразу, чем останавливаться через каждые полчаса-час.
Сядьте в машину, заведите двигатель и перекреститесь, если знаете молитву -
прочтите, Господь поможет.
Часть 6. Поехали.
Я не буду много писать в этом разделе. Достаточно вполне прочитать уже приведенные
ссылки. Перечислю принципы, которые я соблюдаю при движении, исходя из расчета, что
едет группа.
1.Ехать надо не быстро, а равномерно. Я стараюсь ни под каким видом не
останавливаться, кроме экстренных ситуаций и заранее спланированных стоянок. Первым
приедет не тот, кто как угорелый топит 180, а потом, высунув язык, крутит глазами на
обочине, а тот, кто шел ровно 100, но без остановок и без лишнего риска.
2.Не нервничайте и не гоняетесь ни с кем, даже если вас обидели. Вам важнее доехать,
а не доказать кто тут круче.
3.Сидеть надо удобно, руль держать обязательно двумя руками.
4.Все, кто находится в салоне, подчиняются вам и не мешают ехать. Это значит: не
кричат, не отвлекают, не советуют, делают то, что вы им скажете. Второй по
значимости после вас это штурман.
5.При езде колонной включите все ближний свет, независимо от времени суток.
6.Я не рискую. Почти. При обгонах и сложных дорожных ситуациях лучше
перестраховаться. Вы далеко от дома и 15 минут или 2 час "выигранного" времени не
сделают вам погоды, а вот нервов отнимут кучу. И не дай Бог что случится, лучше
"потошнить" за фурой лишние 10 минут, чем тормозить в кювет.
7.Контролируйте тех, кто впереди вас и тех, кто позади. Не надо лететь на следующий
обгон, если остальные участники находятся на 2-3 чужих машины позади.
8.Колонна должна быть единым целым. Никто не нарушает порядок, за исключением
случаев, когда надо внепланово остановиться.
9.Пользуйтесь поворотниками всегда!
10.Лучше соблюдать ПДД и сбрасывать скорость в населенных пунктах. Вы быстрее
проедете на 60 км/ч без бесед с ГИБДД.
11.Постоянно контролируйте свое состояние, не допускайте "дорожного транса" и
переутомления. Если почувствовали что устали - сразу на обочину. 15 минут разминки
или сна могут спасти вам и вашим друзьям жизнь.
12.Обратите внимание на скорость при проезде населенных пунктов. После трассы
поменять скоростной режим бывает сложно, и некоторое время требуется на адаптацию.
13.Я езжу с постоянно приоткрытым люком или окном и никогда не держу в салоне
высокую температуру. Лучше лёгкая прохлада, чем убаюкивающее тепло.
14.Держите под контролем состояние автомобиля. Любой "новый" звук или симптомы
неисправности должны быть вами отмечены и оценены
15.Не включайте громко музыку. Это отвлекает от дороги, утомляет, притупляет реакцию
и не позволяет слушать машину.
16.Следите за приборной доской.
Наверное, я что-то забыл, все перечислить сложно. Главное правило: имейте голову на
плечах, и тогда вы доедете куда угодно.
Часть 7. Приехали!
Я слышал, что по статистике самые опасные это последние километры дороги. Вы уже
думаете: "Ну все, слава Богу! Доехали!". Вы уже предвкушаете все радости жизни, что
ждут вас по прибытии и расслабляетесь. Вот тут-то и подстерегает беда. Вы и не
заметили, как снизилась реакция, как навалилась усталость, и не заметили фуры,
поворота, столба, сугроба, отморозка на встречной полосе. Все может закончиться
печально, поэтому сохраняйте сосредоточенность до момента выключения двигателя.
Приехав, перекреститесь снова и скажите спасибо.
После дороги я делаю только САМЫЕ необходимые вещи. Все остальное должно лечь на
плечи тех, кто сидел рядом с вами. Пусть друзья, жены, родственники дадут
возможность водителям отдохнуть и расслабиться. Один совет: я никогда не ложусь
спать сразу, как приехал. Жду еще несколько часов, ем, пью и только когда чувствую,
что напряжение "отпустило" иду спать. Делаю так, потому что бывает сложно заснуть, а
бывает, что такое после долгой дороги снится, что лучше б и не ложился.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать. Сильно не ругайте, я просто хочу помочь
новичкам и поделиться тем, что знаю об автопутешествиях. Я благодарен тем, кто
дочитал до конца и буду благодарен еще больше тем, кто дополнит и расширит этот
текст, насытит полезными советами и ссылками.
Советы путешественникам
GT-BRATSK.RU
|