Погазуем! Обзор рынка газобаллонного оборудования для автомобилей |
Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор рынка газобаллонного оборудования для автомобилей.
ВКРАТЦЕ напомним, что газобаллонные установки работают либо на пропан-бутане, либо на метане. Метановое оборудование тяжелее, сложнее и заметно дороже. Дело в том, что емкость с сжиженным пропан-бутаном должна выдерживать давление в 16 атмосфер, а с сжатым метаном - в 200 атмосфер. Соответственно баллоны для метановых установок более надежные и прочные, да и к самим системам предъявляются повышенные требования.
Принцип действия самих установок не зависит от вида газа, который из баллона поступает в редуктор, где снижается его давление (сжиженный пропан-бутан переходит в газообразное состояние), а затем - в смеситель, обеспечивающий двигатель горючей смесью.
Системы для карбюраторных и инжекторных двигателей различаются по типу редуктора: в первых применяется более простой вакуумный, а во вторых - электронно-управляемый.
Вариации на тему
В любом специализированном центре "правит бал" оборудование из Италии. Это следствие энергетического кризиса, после которого там крепко взялись за разработки газовых комплексов для автомобилей.
Рассказывать о конкретных моделях по отдельности, очевидно, не имеет смысла, потому что с точки зрения эксплуатации системы от разных производителей мало отличаются друг от друга. Разница в технических нюансах заметна только профессионалам. Тем не менее есть моменты, которые нужно учитывать. К примеру, редукторы фирмы "Lovato" лучше работают на двигателях до двух литров, хотя вполне совместимы и с моторами большего объема. Конструкция у них попроще, чем у других марок, и из-за того, что система охлаждения двигателя напрямую взаимодействует с редуктором, не исключена вероятность проникновения газа в систему охлаждения и образования воздушной пробки в моторе. Правда, такое бывает крайне редко. Главное достоинство "Lovato" - хорошая приспособляемость к российскому климату: это оборудование безболезненно переносит перепады температур, сильный мороз и жару.
Системы от "Tartаrini", "Landi Renzo" и BRC тоже отличаются высокой надежностью и неприхотливостью. К тому же газ здесь даже теоретически не может попасть в тосол - их редукторы снабжаются дополнительной степенью защиты. Кроме того, благодаря более тонким настройкам пары "смеситель-редуктор" они чутко реагируют на изменения режимов работы двигателя и мягче отрабатывают разгон, торможение и т.д., что в конечном счете повышает комфортность езды.
Реже на российском рынке встречаются системы из Нидерландов. В основном они представлены фирмами "Vialle", "Koltec" и "Nicam". Это весьма качественные установки, более сложные по своей конструкции. В основном технологические ухищрения голландских конструкторов направлены на достижение высокой точности работы редуктора. Несомненный плюс этих установок - их долговечность. И если итальянские системы, как показывает практика, без проблем работают пять-шесть лет, то голландские - вдвое дольше. Однако их достоинства сопровождаются одним минусом - это большие габариты редукторов и смесителей. Прежде чем покупать приглянувшееся голландское оборудование, не забудьте проверить, достаточно ли для него места под капотом вашего автомобиля.
Российские системы, к сожалению, уступают зарубежным в качестве, взамен привлекая покупателей более низкими ценами. Среди наиболее достойных специалисты называют модели Рязанского завода автомобильной аппаратуры (РЗАА), которые выпускаются по лицензиям голландских фирм. Единственная проблема - приобрести газобаллонную установку от РЗАА в розницу довольно сложно, так как завод ориентирован, в основном, на обслуживание крупных объектов (автопарки предприятий и т.п.).
Выделяется на фоне других российская научно-производственная фирма "САГА". Изюминка ее моделей заключается в полном отсутствии резиновых элементов. В газобаллонном оборудовании обычно много резины, которая со временем приходит в негодность. И если на импортных установках эти детали, по заверениям производителей, гарантированно отработают пять-шесть лет, а то и больше, то срок службы отечественных комплектующих спрогнозировать трудно. Так вот, специалисты "САГА", использующие авиационные технологии, нашли оригинальное решение проблемы: резиновые элементы они заменили на более надежные латунные. Латунь, обладая достаточной мягкостью, не способна, в отличие от резины, рассыхаться.
С покупкой любой российской системы связана одна общая проблема: наши технические и экологические нормативы не всегда совпадают с международными стандартами, и вам могут запретить въезд в Европу на автомобиле, оборудованном отечественной газовой установкой.
Мы не станем отвлекать ваше внимание на баллоны. Они могут приобретаться вместе со всей установкой или отдельно, даже другой марки - это особого значения не имеет. Хотя специалисты рекомендуют все-таки обзаводиться "родными" баллонами.
Нет особых проблем и с обслуживанием газобаллонных установок. Если заправляться качественным газом, то все заботы (не говоря о регулярных, но не частых проверках на герметичность системы) сводятся лишь к периодическому (примерно раз в 5-10 заправок) сливанию конденсата, скапливающегося в редукторе. В принципе для этого даже не надо обращаться в сервис - работа несложная, под силу любому.
Проблемы могут начаться при использовании плохого топлива. Дело в том, что газ, как и бензин, содержит много посторонних веществ, которые отсекает клапан-фильтр. Если топливо некачественное, фильтр быстро придет в негодность, в то время как при использовании нормального газа он может (во всяком случае, на оборудовании лучших марок) прослужить 150-200 тысяч километров пробега.
А напоследок напомним еще об одном важном моменте: при продаже и установке системы на сервисе вам обязаны выдать два свидетельства: "О соответствии транспортного средства с установленным на него газобаллонным оборудованием требованиям безопасности" и "О проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве" (оно должно содержать данные о проведенных проверках на герметичность). Первое понадобится для регистрации машины, второе - для прохождения техосмотра.
Кроме того, оборудование в обязательном порядке должно быть сертифицировано для установки именно на вашу модель автомобиля (или семейство автомобилей). То есть, если у вас, например, "Лансер", то и сертификат требуется именно для "Лансера", а документ для, предположим, "Паджеро" не подойдет, хотя обе эти машины - одной марки "Мицубиси". Точно так же и для "Фольксваген Поло" не годится сертификат, выписанный для "Фольксваген Пассата" - должен быть свой, "половский". И так далее... Выходные данные сертификата непременно указываются в свидетельствах - без этого ни одно из них не считается действительным, и могут возникнуть серьезные проблемы при постановке автомобиля на учет или при прохождении ТО.
Погазуем! Обзор рынка газобаллонного оборудования для автомобилей
Кирилл БАЛАШОВ
КЛАКСОН, 2002г
|